Смоленский собор в Санкт-Петербурге

В то время Смоленская церковь имела два нефа: Архангела Михаила и Смоленской иконы. Церковь была названа в честь Михаила Архангела. Это было слабо, но необходимо. Здесь была проведена панихида по бедным. Очень многие дети, умершие от оспы, были похоронены. Именно поэтому эта церковь была названа “оспенной”. Никто не жертвовал деньги на строительство церкви. Отцу Петрову пришлось пройти через все – он умолял богачей о помощи, потому что им нужны были деньги на материалы и на питание рабочих. Здесь становится очевидным его отношение к Ксении, которая принесла деньги на будущую церковь. Поэтому нынешнюю церковь следует рассматривать как плод ее жизни – в ней есть и копейки, и кирпичи, столь дефицитные по тем временам.

Современное состояние

После прихода к власти большевиков часовня была закрыта. Однако он простоял недолго, защищенный забвением и тишиной. В 1957 году в часовне была открыта сапожная мастерская. Руководитель хора в Смоленской церкви, Марфа, вспоминает: “Могила Ксении была замурована, и на этом месте работали сапожники. Но Бог не был наказан: они не позволили вбить ни одного гвоздя в гробницу Христа – все выпало из их рук”. Тогда было решено начать отливать здесь гипсовые скульптуры. Но это не помогло. Случилось так, что мастера плотно закрыли часовню, а утром… вместо скульптур валяются обломки. Наконец, в 1983 году часовня была возвращена верующим, и после реставрации в 1987 году ее освятил митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий – впоследствии Патриарх Алексий II. Колокольни двухэтажные, с куполами луковичной формы. Главный фасад имеет три карниза с фронтонами. Окна и двери великолепно украшены. Нижняя часть церкви ажурная, больше похожая на дворец, чем на церковь, что придает сооружению легкость.

Расписание богослужений

Рядом с блаженной Ксенией была похоронена и мученица Мария Гатчинская. Сейчас ее мощи перенесены. Более подробную информацию можно найти здесь: Ссылка + ссылкаЭдуард Хиль похоронен рядом, а всего три месяца назад, в соответствии с завещанием блаженной Ксении, в нескольких шагах от него была похоронена Людмила Сенчина. Ссылка + ссылкаВо всех трех церквях есть цокольные полы из полированной плитки, шесть плит Уртермарка и две изразцовые плиты. С северной стороны церкви к главному алтарю была пристроена небольшая пристройка с дверью внизу для доступа из главного алтаря; нижняя часть каменная, верхняя – деревянная, с остеклением.

Святые

На северной стороне церкви находится мемориальная доска с эпитафией. В возрасте 84 лет протоиерей Георгий Петров завершил свой земной путь. Его останки покоятся под алтарем в нефе апостола и евангелиста Иоанна Богослова.Кто-то видит в жизни блаженной Ксении ее верность мужу, называя ее судьбу примером истинной любви. Кто-то почитает проницательность святой, ее дар предсказывать судьбу на “эзоповом” языке глупцов. Некоторые отмечают, что она отдала себя Богу и была вознаграждена за эту любовь настолько, что и по сей день может поделиться своими дарами с каждым, кто попросит о них. Для кого-то это может быть так, но я вижу ее святость в том, что она помогает Невесте Христовой – нашей Православной Церкви. Смотрите внимательно! Ксения стоит перед церковью, о которой написаны эти мемуары.

История

Базилика украшена самыми великолепными скульптурами. Ограда монастыря является оригинальной. В верхней части решетку дополняют пальмовые листья. Верхний горизонтальный край образован густыми венками из ветвей и цветов. Георгий начал строительство, и осенью церковь была завершена и освящена 8 ноября в честь Архангела Михаила. Это было небольшое здание простой архитектуры, выкрашенное в белый и зеленый цвета, с дубовым позолоченным крестом на вершине. В 1798 году был расширен теплый пристрой каменной церкви, устроено помещение для сторожей и сделана специальная дорога на колокольню. В 1807 году архипресвитер Г. Петров начал закладывать своды в алтаре и вымостил пол каменными плитами. В 1808 году были построены галереи, а купол был расписан итальянской тушью художником Бессоновым.

Церковь Смоленской иконы Божией Матери, одноэтажная, кирпичная, построена на средства жертвователей, по проекту архитектора Алексея Иванова, в византийском стиле, прямоугольная, с выпуклым, полукруглым алтарем, с тремя фронтонами по бокам, на подклетном фундаменте, с круглым, широким куполом и семью большими, полукруглыми ломбардными окнами. Над куполом под глависом и позолоченным бронзовым шаром с крестом расположен круглый фонарь с восемью окнами. Эта церковь была построена в 1780 г. и освящена 1 октября 1790 г. Стены украшены многочисленными лепными и позолоченными украшениями с цветочными гирляндами, вазами, свитками, головами ангелов. Установка колонн на двух этажах и пилястры с вытянутыми овальными окнами и дверями подчеркивают движение вверх. Растрелли соединил европейское барокко с православным пятигранником. Четыре небольшие боковые колокольни примыкают к большому центральному шлемовидному куполу с луковичным куполом. Церковь находится на Смоленском кладбище, на Васильевском острове. Согласно легенде, блаженная Ксения Петербургская принимала участие в строительстве церкви, тайно перенося кирпичи на строительные леса по ночам.24 мая 1950 года северный придел церкви был освящен в честь этой святой иконы, перенесенной из закрытой одноименной церкви и помещенной с правой стороны перед иконостасом. В северной части церкви, за боковой часовней образа Богоматери Милостивой, находится часовня Рождества Христова, которая украшена искусно выполненным гротом Вифлеема. Здесь всегда горит лампадка, ставятся елки и развешиваются гирлянды. Южный придел был украшен в эти дни по благословению митрополита Ленинградского и Новгородского Алексея, ныне Патриарха Московского и всея Руси. Освящение первого алтаря во имя Святой Ксении состоялось 16 февраля 1990 года. В иконостасе бокового алтаря, рядом с образом святой Ксении, находится икона другого святого покровителя нашего города – праведного Иоанна Кронштадтского. В правой части иконостаса, в отдельной шкатулке, находится образ Божией Матери “Всех скорбящих Радость (с посохом)”, или святой Ксении. В боковом алтаре Ксенинской церкви особо почитаются иконы Феодоровской и Двинской Богоматери, а также святой Ксении. В 1987-1988 годах Смоленская церковь была капитально отреставрирована. Золотом засияла резьба иконостаса и подставок для икон, были вымыты настенные росписи, очищены полотна многих икон. Внешний вид церкви также преобразился. Небесная церковь на Васильевском острове во всем своем великолепии отметила 200-летие в 1990 г. Стены главной церкви были расписаны масляной краской, а купол в византийском стиле – художником Васильевым в 1858 году. Основной характеристикой внешней формы является сочетание восходящих взрывов с постепенным ростом. Первоначально это была низкая каменная ограда с небольшими башенками. Затем здания с кельями, церкви и монументальный, выразительный собор в центре, высотой 93, 7 м. Архитектурный стиль Смольного представлен елизаветинским барокко. Это сине-белая двухцветная церковь с арочными фронтонами и люстрами.

Архитектура Смольного собора

А вот и неприметная маленькая могила, под надгробием которой покоятся 40 мучеников, заживо погребенных здесь советскими властями за то, что они не отреклись от православной веры. Их стоны были слышны под землей в течение нескольких дней, пока, наконец, луч солнца не упал на могильный холм. Только тогда звуки из-под земли стихли. Когда я вспоминаю о таких зверствах, я всегда спрашиваю: “Ну, кто хочет вернуться в светлые времена СССР? В 1786-1790 годах каменная Смоленская церковь была построена по проекту архитектора А. А. Иванова в стиле раннего русского классицизма. В то время деревянная церковь еще не была снесена. 9 октября 1790 года была освящена боковая часовня, посвященная Иоанну Богослову. 1 (12) октября 1790 года главный алтарь был освящен во имя Смоленской иконы Божией Матери.

Описание архитектуры

Несколько позже к церкви был пристроен придел Иоанна Богослова. Существует мнение, что своим названием церковь обязана смоленским рабочим, жившим на острове. Во времена Петра I они были призваны строить Северную столицу, как еще называют Санкт-Петербург.За это время церковь сильно обветшала, поэтому в 1772 году она была основательно перестроена и освящена 8 ноября того же года. В 1785 году архитектору Алексею Иванову было поручено разработать план и фасад новой церкви в камне. В 1786 году этот план был представлен Его Высокопреосвященству. 2 июня митрополит Гавриил прибыл на Смоленское кладбище, осмотрел храм и разметил место для новой церкви. Табличка на часовне гласит, что церковь была освящена в 1831 г. Я нашел источники, которые утверждают, что до постройки каменной церкви здесь была деревянная церковь, которая была разрушена после наводнения в 1824 году. Поэтому блаженная Ксения была похоронена рядом с ним. Это означает, что она была почитаема уже при жизни, даже больше, чем считалось вначале! Это также означает, что ее могилу после потопа было не так сложно найти, но некоторые скептически настроенные атеисты даже сейчас кричат: “Его там нет! Это означает, что каждый из нас может угодить Богу, помогая Церкви. Когда я слышу, что у кого-то в душе есть Бог, мне хочется сказать: Бог хочет больше пространства, так почему вы запираете Его, почему вы узурпируете Его? Понимаете ли вы, что не Бог для вас, а вы для Бога? Чувствуете ли вы разницу?

Иконы в Успенском соборе в Смоленске

Со временем деревянное здание стало разрушаться. Этому способствовали два наводнения, произошедшие в городе. Было решено построить каменный храм. Архитектору Алексею Иванову было поручено разработать план нового здания. Церковь была построена в стиле раннего русского классицизма. На рубеже XVIII и XIX веков были освящены приделы Иоанна Богослова, Смоленской иконы Божией Матери, северный и южный Ильинские алтари. В 1758 году на Смоленском кладбище была построена деревянная Смоленская церковь. Он был построен за два года и освящен 30 сентября (11 октября) 1760 г. 6 (17) ноября 1772 г. к нему был пристроен придел Святого Михаила.

Как добраться до церкви Смоленской иконы Божией Матери в Санкт-Петербурге

Григорий родился в богатой семье и учился в семинарии. Однажды его осенило: “Бог заботится обо мне, дает мне все необходимое, и мне больше ничего не нужно. Он раздал свое имущество. Он шел в Иерусалим пешком, провел в пути два года. Люди помогали ему, давали еду, питье и кров. По возвращении в Санкт-Петербург он навестил друга, с которым вместе учился в семинарии. Он уже был священником. Его друг дал ему золотую монету достоинством 5 рублей. На обратном пути Григорий увидел на мосту человека, который собирался прыгнуть вниз. Он обратился к бедняку. Он рассказал Григорию, что проиграл все в карты и что у него шестеро детей. Григорий дал человеку золотую монету. Мужчина был очень благодарен за помощь и пообещал вернуть долг, как только приведет свои дела в порядок. И вот настал день, и человек стал богатым. Когда он пошел вернуть свой долг Спасителю, Спаситель не взял деньги, но сказал ему раздать их тем, кто действительно в них нуждается. Таким образом, вместе с Григорием Монета была создана “финансовая пирамида”, которая, в отличие от нынешних, благодаря человеческой благотворительности никогда не рухнет. С тех пор деньги переходили из рук в руки, от богатых людей к нуждающимся, помогая последним улучшить свое материальное положение, чтобы они, в свою очередь, могли помочь нуждающимся. Григорий дожил до глубокой старости, но и после смерти он продолжал помогать людям.При приходе действует церковно-приходская школа для детей, где они изучают Божественное право, православный славянский язык и церковное пение. При церкви действует приходская школа для детей, где они изучают Божественный закон, православный славянский язык и пение. Верующие, в свою очередь, добровольно помогают церкви всем, чем могут.

Как добраться

Этот портрет был привезен в Эрмитаж в 1930 году с кладбища в Смоленске. Следы воска и копоти свидетельствуют о его почитании прихожанами. Анализ грунта показал, что картина была создана в конце 18-го или начале 19-го века. Очистка более поздних слоев показала, что изображенная женщина изначально имела короткие белые волосы, что подтверждает легенду о том, что Ксения переодевалась в мужскую одежду и называла людей именем своего умершего мужа. Однажды, согласно легенде, молодая девушка попросила Ксению помочь ей найти суженого. “Иди на Смоленское кладбище, там твой муж похоронит свою жену”. – прозвучало в ответ. И действительно, девушка пошла и встретила там вдовца, с которым впоследствии вышла замуж и, как говорят, жила долго и счастливо. В 1940 году Смоленская православная церковь была закрыта, а Казанская икона Божией Матери была перенесена в Княже-Владимирский собор, где оставалась в течение 60 лет (в 2001 году она вернулась в Казанский собор). Да, протоиерей Петров сделал для Смоленской церкви почти невозможное – поднял ее и обустроил. Однако в своих мемуарах он остался деспотичным и надменным священником. В его записях есть цитата из апостола Павла, нацарапанная его рукой: “Кто трудится, тот ест; а кто не трудится, тот не ест”. Сам он в дни, когда не мог найти ни копейки на строительство храма, постился. И его подчиненные уже не были столь образцовыми – дьяконы и певчие, другие помощники были из тех, кого отправили на кладбище из-за дурных привычек в других местах. Однако это уже другая история, подробности которой лучше не освещать в нашей “Азбуке”. Если кому-то интересно, вот ссылка на репринт (читается как электронная книга): ref

Фотография Смоленской православной церкви иконы Божией Матери

24 мая 1950 года Луцкий епископ Симеон (Бычков) освятил в церкви вновь построенный северный боковой алтарь в честь иконы Божией Матери “Утешение”, для которого был перенесен иконостас из одного из боковых алтарей несуществующей тогда нижней церкви св.Теперь на кладбище было две церкви: каменная, в честь Смоленской иконы Божией Матери, и деревянная, в честь Михаила Архистратига. Деревянная церковь, несмотря на недавнюю реконструкцию, была уже полностью разрушена, и церкви было бесполезно и невыгодно поддерживать ее в прежних размерах после постройки каменной церкви. Поэтому в январе 1792 года священник Г. Петров представил Его Преосвященству план и смету расходов на реконструкцию деревянной церкви. План, включая два фасада и смету расходов, обошелся церкви в 10 рублей. 10 июня того же года Его Преосвященство издал постановление, разрешающее восстановление церкви.

Расписание служб

Блаженная Ксения Люди просят о разном. Например, на прошлой неделе одна моя родственница просила об исцелении своего отца. Когда полтора года назад у меня возникли проблемы с работой, я пришел сюда, и вуаля – сегодня моя работа великолепна, полтора года абсолютной гарантии занятости! Говорят, что заступничество Ксении перед Господом помогает решать семейные проблемы. В 1917 году в церкви было пять приходских церквей. Главной из них была Смоленская икона Божией Матери. Правильно – во имя святого Василия Исповедника. Левая – во имя Иоанна Крестителя, святого архидиакона Стефана и мученицы Евлампии, освящена 26 сентября 1790 года. 24 июня 1833 года отдельный боковой алтарь на юге был освящен во имя Илии Пророка. Отдельная боковая часовня с северной стороны была освящена 10 октября 1892 года.

Виды

В 1831 году началось расширение большой каменной церкви, а именно: с южной стороны была построена новая каменная церковь, с южной стороны – новая боковая часовня, круглые окна в куполе были перестроены в ломбардском стиле, а на колокольне был надстроен новый этаж. Согласно легенде, одними из первых, кто нашел вечное пристанище на берегах Черной речки, как тогда назывался Смоленск, были смоленские ремесленники. Огромные стройки требовали много рабочих, и те, кого монарх вызывал в Санкт-Петербург, селились на Васильевском острове. Однако жить было негде. Поначалу они ночевали под открытым небом, а из-за высокой стоимости жизни ощущалась нехватка продовольствия. Суровый образ жизни и тяжелая работа свели многих в могилу. Место захоронения строителей Санкт-Петербурга называлось Смоленским полем. Официальной датой основания кладбища считается 23 октября 1738 года, когда Святейший Синод принял решение: “В Санкт-Петербурге место захоронения должно находиться на Васильевском острове у Черной речки, между 18-й и 23-й линиями. Дорога к месту захоронения должна быть очищена от вновь выросшего кустарника, должны быть сделаны канавы”. В 1756 году саморазрастающееся кладбище было приведено в порядок и обнесено “городбой”. Первая деревянная церковь на кладбище была построена императрицей Елизаветой Петровной и освящена после двух лет строительства 30 сентября 1760 года во имя Смоленской иконы Божией Матери. Затем к ней была пристроена новая часовня, освященная 6 ноября 1772 года.

История строительства

Священник Георгий Пиетров хотел перенести иконостас из деревянной церкви, но митрополит Гавриил решил поставить здесь иконостас из упраздненной в 1772 году церкви Иоанна Богослова, построенной по указу Петра I в 1715 году на больничном кладбище на Выборгской стороне. Эта боковая часовня была освящена в 1790 году. 26 сентября в честь апостола и евангелиста Иоанна Богослова, а 1 октября главный придел был освящен также в честь Смоленской иконы Божией Матери.

Читайте далее: